Сокращение неизвестных потерь в области ритейла при помощи интеллектуальных систем видеонаблюдения

ритейл

В розничной торговле (ритейле) выделяют две большие категории материальных убытков: известные и неизвестные потери. К известным относятся потери, спровоцированные технологическими сбоями (к примеру, порча товара во время хранения, его повреждение при перевозке), также подобные потери возникают по причине отбраковок, истекшего срока хранения, усушек и др. Неизвестными называют потери, обнаруживаемые при плановых ревизиях, как правило, большая их часть характеризуется явным криминальным подтекстом.

По данным официальной статистики кражи приводят к тому, что российская розничная торговля каждый год теряет более 1 млрд рублей. При этом до 80% всех краж совершается самими работниками торговли, и лишь 1/5 хищений приходится на покупателей, да и совершаются такие преступления преимущественно в магазинах самообслуживания. Согласно независимым консалтинговым исследованиям способы хищения активов распределяются следующим образом:

  • Различные растраты и присвоение имущества;
  • Закупки по завышенной стоимости и закупки, осуществляемые без бизнес-необходимости;
  • Манипулирование расходами предприятия;
  • Хищение материальных ценностей и товаров;
  • Проведение мошеннических операций с банковскими картами;
  • Манипуляции с платежами;
  • Кражи;
  • Поделка документов.

Положить конец присвоению и растратам можно при помощи службы, отвечающей за корпоративную безопасность, а вот победить кражи и мошенничество помогут интеллектуальные системы видеоконтроля. Однако эффективность их применения зависит от понимания и осознания самими применяющими тех схем, по которым действуют злоумышленники.

Злоупотребления кассиров как главный источник неизвестных убытков

По данным, полученным от специалистов служб внутреннего контроля, в большинстве случаев мошенничества в торговой сфере принимают участие именно кассиры. В этом нет ничего необычного, поскольку именно кассиру, как человеку, имеющему прямой доступ к деньгам, доступен целый ряд возможностей для различных мошеннических манипуляций с ними. Далее мы приведем примеры самых распространенных схем.

Непробитая по кассе покупка

В подобной ситуации кассир действует не один, а в паре с подельником, которому отводится роль покупателя. «Покупатель» берет значительное число товаров и несет их к кассе, где кассир пробивает только самые бюджетные по стоимости покупки, игнорируя наиболее дорогие, которые впоследствии и отдает мнимому «клиенту». Далее сообщники перепродают украденное частным лицам, а торговая точка несет убытки. К более изощренной разновидности такого типа мошеннических действий, трудно поддающихся отслеживанию с помощью визуальных средств контроля, относится применение штрих-кодов от недорогих позиций при сканировании дорогостоящих товаров.

Фиктивный возврат товара

Действующее законодательство позволяет покупателю возвращать приобретенный им товар в течение четырнадцати суток со дня его покупки без разъяснения причин возврата при отсутствии у покупки дефектов. Приобретая относительно недорогие товары, покупатели часто оставляют чеки на кассе, что позволяет недобросовестным кассирам оформлять процедуру по возврату покупки, присваивая деньги себе. Поскольку товар забирает себе сам покупатель, то по системе покупка не проводится как реализованная. В итоге товар списывают в недостачу при проведении ближайшей инвентаризации.

Обналиченный дисконт с нескольких объединенных чеков

Эта мошенническая схема достаточно изобретательна, она широко распространена в больших продуктовых гипермаркетах, поскольку именно там при расчете покупатели часто используют наличные и практически не требуют чеков. В дни проведения акций каждому кассиру раздают листовки, предоставляющие право на скидку при покупке товаров на ту или иную сумму, эти листовки они должны раздавать клиентам. Пробив покупки, кассир только озвучивает покупателю их итоговую цену, при этом он не закрывает чек, прибавляя к имеющейся сумме стоимость покупок других покупателей. Когда число клиентов достигает нужного количества, кассир самостоятельно пользуется купоном, пробив полученный им чек от совокупных покупок нескольких клиентов и забрав себе образовавшуюся разницу в деньгах.

Отмена уже оплаченной покупки

Иногда у покупателя нет при себе нужной для оплаты покупки суммы денег, нередко клиенты просто путают внешне и по названию похожие друг на друга, но отличающиеся по стоимости, товары. В такой ситуации покупка отменяется с помощью специальной смарт-карты. В теории она должна находиться на хранении у менеджера, однако, очень часто такую карту оставляют у одного из кассовых работников. Таким образом, получивший карту кассир может отменять покупки, присваивая себе внесенные клиентами деньги.

Интеллектуальные системы видеоконтроля как средство борьбы с хищениями и мошенничеством

В данных, предоставленных компанией IMS Research и основанных на проведенных ею исследованиях, утверждается, что даже абсолютно здоровый, выспавшийся и отдохнувший человек способен к одновременному получению и анализу информации из шести, максимум – из восьми источников. При этом, человеческое внимание находится на пике своей концентрации лишь в первую пятнадцатиминутку смены, затем сотрудники упускают из вида до 45% значимых происшествий, а на двадцать пятой рабочей минуте этот показатель может достигнуть отметки в 95%. Основываясь на цифрах данного исследования можно утверждать, что ни одна из современных систем видеонаблюдения не в состоянии справиться с мошенничеством кассиров в не зависимости от числа установленных камер и количества находящихся на посту охраны людей. И это действительно так, а потому в подобной работе не обойтись без видеоаналитики.

ритейл для кассового аппарата

Никаких значимых изменений, касающихся «железа», в этом случае не произойдет. При наблюдении за кассами применяются сетевые купольные видеокамеры с разрешением от 2 Мп и больше, обладающие способностью вести видеосъемку с разрешением минимум 1920×1080 пикселей и фреймрейтом 25 к/c. Одну такую камеру, подключаемую к видеосерверу, устанавливают перед каждой из касс. Основным отличием интеллектуальной системы является ее тесная интеграция в уже имеющуюся IT-инфраструктуру магазина, что делает возможным осуществление событийного контроля за происходящим. Так, совершенную на терминале операцию можно сопоставить с записью осуществленных в это время кассиром действий, при одновременном выводе служебных данных (к примеру, наименования продукции, итоговой стоимости купленных товаров и др.) в отдельном окошке либо в виде наложенных на картинку титров.

Благодаря такой системе служба охраны сможет обработать практически любое из аппаратно зафиксированных событий, включая открытие любой кассы либо прохождение клиента через терминал. У оператора появляется возможность выбора определенных условий, наступление которых приведет к передаче на пульт соответствующего сигнала. Такими условиями могут быть:

  • операции по возврату товаров;
  • отмена покупок;
  • ручной ввод кассиром цифр со штрих-кодов;
  • применение кассиром скидок, превышающих положенные значения;
  • пробивание одним чеком большого числа покупок.

Ряд событий можно группировать с назначением им определенного приоритета опасности (от низкого до высокого), а также проводить ассоциацию происходящих событий с тем или иным сотрудником. Такое решение позволяет получить два значительных преимущества:

  1. Во-первых, система будет автоматически уведомлять оператора о возможных правонарушениях, что позволит взять мошенника прямо на месте совершения им противозаконного деяния;
  2. Во-вторых, значительно упроститься анализ видеоархива, что особенно важно для крупных торговых точек. Это позволит работникам службы безопасности детально отследить все интересующие их события.

Кроме касс система охватит собой и другие важные точки торгового объекта, включая склады, подсобки, торговый зал, аварийный и главный выходы и др. Также она предоставит службе безопасности перечень дополнительных функций, включая выделение трекинга посетителей, позволяющего отслеживать перемещение определенного покупателя по торговому залу. Такая функция не только поможет пресечь кражи, но и позволит раскрыть даже самые изощренные мошеннические схемы, выявив злоумышленников. В качестве примера разберем конкретный случай.

Представим, что в магазин пришла партия дорогого вина, десять бутылок которого решили разместить в торговом зале. За месяц, согласно отчету, было реализовано три бутылки, но на полках их осталось всего шесть. Видеокамера поможет проследить за перемещениями по залу покупателей, взявших бутылки с полки. В итоге выясняется, что ни один из них не пытался тайно вынести бутылку из супермаркета, все клиенты расплатились за товар, а кассир исправно пробил покупки.

Но событийный контроль позволяет установить следующее: во время сканирования кассиром бутылки вина и других дорогих покупок в терминале регистрировался только штрих-код от недорогой жевательной резинки. Это помогает установить факт сговора кассира и клиента. Проведя дальнейший анализ работы пойманного на мошенничестве кассира, становится известно, что данный сотрудник действовал так и ранее, и злоумышленники, работая в сговоре уже несколько месяцев, нанесли магазину серьезный материальный ущерб.

Из всего вышеизложенного можно сделать простой и понятный вывод: в современных условиях торговому предприятию практически невозможно обойтись без комплексной системы безопасности. Применение таких систем, основанных на новейших решениях и технологиях, позволит очень существенно (иногда на 50%), снизить потери, наносимые магазину недобросовестными сотрудниками. Таким образом, система безопасности полностью окупит все затраты на свое содержание и развитие.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*